Растрата
20.09.2012
ТОРГОВЫЕ ПРЕДСТАВИТЕЛИ – РАСТРАТА, СРОКИ ПРОВЕРКИ ЗАЯВЛЕНИЯ О ПРЕСТУПЛЕНИИ
Торговый представитель является ответственным лицом коммерческой организации по договорам поставки товаров. Трудовая функция торгового представителя непосредственно связана с обслуживанием денежных и товарных ценностей, вверенных ему. Незаконное и безвозмездное использование, отчуждение указанных ценностей, образуют объективную сторону преступления – Растрата (ч. 1 ст. 160 УК РФ). Взыскание ущерба, причиненного преступлением, определено назначением уголовного судопроизводства, а именно защитой прав и законных интересов лиц и организаций, потерпевших от преступлений. Поводом для возбуждения уголовного дела служит заявление о преступлении, а основанием – является наличие достаточных данных, указывающих на признаки преступления.Сбор и представление документов, подтверждающих причастность торгового представителя к хищению вверенных ценностей имеет существенное значение для своевременного взыскания причиненного ущерба. Хозяйственные операции организации, в обязательном порядке оформляются первичными документами:- факт передачи товара от продавца к покупателю оформляется счетом-фактурой, товарно-транспортной накладной, с отметками покупателя в приемке товара;- факт получения торговым представителем денежных средств от покупателя, за переданный товар, оформляется расписками об оплате (целесообразно ввести бланки внутреннего учета расписок в целях осуществления управленческого контроля); расписки представляются для производства почерковедческого исследования для подтверждения причастности конкретного лица к совершенному хищению; - полномочия торгового представителя оформляются доверенностью по каждой хозяйственной операции.Таким образом, достаточные данные, указывающие на признаки состава преступления, предусмотренного ч. 1 ст. 160 УК РФ, обусловлены приложением к заявлению о преступлении указанных документов, а так же:- акта инвентаризации кассы организации на день обнаружения хищения денежных средств (п. 2ст. 12 Федерального закона от 21.11.1996 129-ФЗ «О бухгалтерском учете»);- регистров бухгалтерского учета: карточка счета 50 (касса); карточка счета 51 (расчетный счет); необходимых для производства документальной проверки (бухгалтерского исследования) для подтверждения факта не отражения в указанных регистрах похищенных денежных средств;- документов, подтверждающих наличие трудовых отношений между торговым представителем и организацией: трудовой договор, договор о полной индивидуальной материальной ответственности, должностную инструкцию, справку об отсутствии задолженности по заработной плате;- истребовать у торгового представителя объяснение по факту хищения вверенных ценностей;Порядок рассмотрения сообщений о преступлении, установлен ст. 144 УПК РФ, в соответствии с которым:- дознаватель обязан принять решение по заявлению о преступлении не позднее 3 суток;- начальник органа дознания вправе продлить указанный срок до 10 суток;- прокурор по ходатайству дознавателя вправе (при необходимости производства документальных проверок, ревизий) продлить срок проверки до 30 суток.На практике сроки установленные ст. 144 УПК РФ по делам, связанным с производством документальных проверок, в том числе по делам о растрате вверенного имущества, где производство документальных проверок обязательно – нарушаются существенным образом. Дознаватели в целях формального соблюдения закона принимают заведомо незаконное и необоснованное решение об отказе в возбуждении уголовного дела, которое в последствии в порядке надзора отменяется прокурором и материал направляется на дополнительную проверку. Сроки производства дополнительной проверки уголовно-процессуальным законом не предусмотрены, а значит указанная проверка должна быть произведена до истечения 30 суток с момента регистрации заявления, после истечения которого прокурор в порядке надзора, согласно ст. 24 Федерального закона от 17.01.1992 2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации», обязан внести в орган дознания представление об устранении нарушения закона, которое подлежит безотлагательному рассмотрению и устранению допущенного нарушения, при этом орган дознания в течении месяца в письменной форме сообщает прокурору о производстве конкретных мер.В данном случае действия должностного лица органа дознания, принявшего незаконное постановление об отказе в возбуждении уголовного дела, в отношении конкретного лица, учитывая нормы пп. 5 п. 1 ст. 27 УПК РФ, согласно которой наличие неотмененного постановления об отказе в возбуждении уголовного дела является основанием для прекращения уголовного преследования – содержат объективную сторону преступления предусмотренного ст. 300 УК РФ, незаконное освобождение от уголовной ответственности. Однако субъективная сторона данного преступления у должностного лица органа дознания в большинстве случаев отсутствует, а целью таких действий является увеличение сроков установленных для производства проверки заявления.Воздействовать на орган дознания для реализации конституционного права на судебную защиту возможно:- путем обжалования незаконного постановления об отказе в возбуждении уголовного дела непосредственно в суд или прокурору;- а так же путем подачи в суд заявления об административном правонарушении со стороны органа дознания предусмотренных ст. 17.7, 19.5 КОАП РФ устанавливающих административную ответственность должностных лиц за невыполнение законных требований прокурора.После возбуждения уголовного дела взыскание ущерба производиться в рамках заявленного гражданского иска. На основании вышеизложенного сроки взыскания ущерба причиненного хищением, на стадии подачи заявления и проведения проверки по нему органом дознания напрямую зависят от своевременности предоставления организацией необходимых документов, подтверждающих факт растраты.