АНТИСТРЕССОВАЯ ПСИХОЛОГИЯ НА «ВЫКЛЮЧЕНИЕ» ИПОТЕКИ. (ИЛИ ПОЧЕМУ ОТЕЧЕСТВЕННАЯ ГИПСОВАЯ ШТУКАТУРКА SR-17 PRO СТАЛА «ФОРМУЛОЙ СЧАСТЬЯ» ДЛЯ НОВОСЕЛОВ?)

14.01.2015
АНОНС: По данным Агентства по ИЖК за 2014г. на рынке новостроек около 2/3 сделок совершалось с привлечением заемных средств. С общим скачкообразным повышением ипотечных кредитных ставок и ростом цен многие лишились надежды на собственное жилье и на ремонт того, что уже успели купить. "240 – 2 - 40" - это новый формат предложения в 2015 году «ключевого» материала для отделки квартир - гипсовой штукатурки SR-17 «PRO», уже метко прозванный в народе - «ФОРМУЛА СЧАСТЬЯ ДЛЯ НОВОСЕЛОВ». Однажды мы предложили нескольким известным строительным компаниям, много лет работающим в Москве и Ближнем Подмосковье, эксперимент: написать "втемную" названия трех гипсовых штукатурок, которые они хотели бы применять в условиях ограниченного финансирования, но при высоких требованиях заказчика к качеству отделки. В списке оказалось несколько производителей отделочных строительных материалов, в том числе Объединенные заводы сухих строительных смесей тм "PRO" (головное предприятие в г.Королеве Московской области)  — профессионалы хорошо знают свою сферу (более подробно, см. http://klaster-otdelka.ru/n96181-gipsovaya-shtukaturka-pro.html). И это, несмотря на то, что в нашей стране каждый год появляется более 20-и наименований новых торговых марок и производств отделочных строительных материалов, включающих гипсовые штукатурки. В последние годы стало принято считать потребление гипсовых штукатурок в качестве «ключевого индикатора» роста качества отечественной промышленности отделочных строительных материалов (более подробно, см. http://klaster-otdelka.ru/n93597-gipsovaya-shtukaturka-pro.html). Строители не всегда понимают, для какой цели растет их количество, если они практически не отличаются своими эксплуатационно-потребительскими качествами, по способам применения и даже дороже по цене, чем известные. В целом это нормально: российскому бизнесу в сфере современного материаловедения и механизированных отделочных технологий около 20 лет, а промышленности строительных материалов значительно больше. Эксперты утверждают, потребление сухих строительных смесей в Россииопределяется уровнем жизни населения, а не темпами ввода жилья, т.е. значительная часть сухих строительных смесей используется не на этапах строительства, а значительно позже, - после изыскания дополнительных финансовых средств для отделки новостроек и ремонтных работ. На фоне снижения реальных доходов населения и обвального падения курса рубля по отношению к резервным валютам, вызванных медленным ростом экономики и даже зон рецессии в промышленности строительных материалов и машиностроительных отраслях (более подробно, см. http://expert.ru/expert/2015/01/myi-mozhem-izbezhat-spada/), стремительного роста инфляции (не менее 12%  в годовом выражении по итогам 2014г.)  и резкого повышения кредитных ставок населению и бизнесу, "ремонтный" сегмент применения сухих строительных смесей, на наш взгляд, будет определяться штукатурными и шпаклевочными материалами для внутренних работ. Самые большие опасения вызывают перспективы обеспеченного и ипотечного кредитования – главной движущей силы строительства нового жилья, а также финансовые возможности населения по его отделке. Как будет развиваться ситуация в реальном секторе экономики в 2015 году, пока сказать трудно. Эксперты утверждают, что сценарий жесткого спада ВВП и повсеместного роста цен является не только единственным, но даже самым вероятным. В сложившейся ситуации роста цен на сырье, химические составляющие, ожиданий повышения в скором времени цен на упаковку и увеличения затрат на покупку запчастей и оборудования для производства, в которых много импортных составляющих, закупаемых за валюту, было бы естественно повысить цены на штукатурные и шпаклевочные материалы для внутренних работ. Большинство производителей строительных материалов осознают, что повышением цен на строительные материалы они окончательно погубят жилищное строительство и ограничат спрос конечному потребителю, в основном, заемщику кредитных средств для этого жилья, поэтому считают неизбежным максимальное оттягивание момента повышения цен. Понятно, что не все компании в состоянии пережить невнятный по времени временной лаг до выработки адекватных решений и стабилизации ситуации. Некоторые производители объявили застройщикам о немедленном прекращении поставок на прежних условиях, другие ожидают окончания новогоднего праздничного перерыва до начала нового делового года для объявления о повышении цен, третьи, запаслись терпением и работают по прежним ценам. Но поступить так смогут только предприятия, предусмотрительно накопившие так называемую «подушку ликвидности». Так, со слов руководителя вновь созданной дирекции «PRO-MARKETING» г-на Дубоделова Д.А., Объединенные заводы сухих строительных смесей тм «PRO» за счет заблаговременной оптимизации внутри производственных издержек и расширения производства за счет вложения инвестиций в сырьевую базу в 2010…2014г.г. имеют возможность поддержать своих конечных потребителей путем «заморозки» цены на отдельные отделочные строительные материалы тм «PRO» на уровне января 2014 года до нескольких месяцев с начала 2015 года. Дальнейшее решение будет зависеть от возможности влиять на компенсацию затрат и собственных издержек, а также уровня цен на сырье, упаковку, энергоресурсы и т.п. На негативном информационном фоне, связанным с нестабильностью политической и экономической ситуаций в стране, усиливающихся опасениями коллапса ипотечной системы, в качестве практических мер поддержки потребителей отделочных строительных материалов Московская дирекция продаж "Отделочного кластера Подмосковья" предложила "новый формат" поставок модифицированной гипсовой штукатурки SR-17 «PRO» по формуле: "240-2-40". То есть розничная цена гипсовой штукатурки SR-17 «PRO» для конечного потребителя - 240,00 рублей за стандартную фасовку 30 кг, два месяца "замораживания" цены на гипсовую штукатурку с начала 2015 года. При этом сделан упор на среднестатистический возраст основного ипотечного заемщика, как правило, он же и основной потребитель отделочных материалов для ремонта квартиры в новостройке: мужчина или женщина, возраста от 27 до 45 лет, семья не более 4-ех человек, приобретающие свое первое жилье и оформившие ипотеку на длительный срок (в среднем примерно 15–20 лет), имеющие стабильный доход и стремление к достойному заработку. Данным показателям удовлетворяет половина трудоспособного населения в России – это люди моложе 40 лет, создающие профессиональную основу реального сектора экономики, в том числе обеспечивающие функционирование механизма инвестиций в новостройки страны и в промышленность отделочных строительных материалов. По данным Агентства по ипотечному жилищному кредитованию, за период январь – август 2014 года в России было выдано около 620 тысяч ипотечных кредитов, из которых, по нашим подсчетам, на указанный нами возраст приходится до 500 тысяч кредитов. В случае углубления финансового кризиса ипотека, безусловно, пострадает. Вместе с тем альтернативы, кроме поддержки конечного потребителя со стороны предприятий промышленности отделочных строительных материалов, хотя бы по «формуле счастья», не существует и она – оправдается. Автор статьи: Александр Глазков, генеральный директор «Профессиональные системы в строительстве и управлении недвижимостью», Московская дирекция продаж "Отделочного кластера Подмосковья", glazkov.1@mail.ru, www.klaster-otdelka.ru, 8(905) 784-00-86.