ПАКЕТЫ ДОЙ-ПАК!!!

20.09.2012
Стоячий пакет DOY-PACK – стойкий солдат потребительского рынка. Современный продовольственный рынок невольно хочется сравнить с ареной боевых действий, настолько он становится динамичным, жёстким, разнообразным. А участники этого рынка, производители продуктов, подобны генералам, разрабатывающим и осуществляющим тактические и стратегические планы по занятию выгодных высот и плацдармов рынка, ведущим разведку конкурентов, оптимизирующим издержки средств и времени и потери в этой борьбе за объёмы продаж, за удовлетворение нужд покупателей. А покупатели быстро привыкают к хорошему, и сегодня в России, как и немного раньше в развитых странах, им уже мало просто качественного продукта питания с полезными и ценными пищевыми составляющими. Этим сегодня никого уже не удивить. На первый план выходит функциональность и надёжность упаковки, и чем больше капризов клиента упаковка сможет удовлетворить, тем больше шансов на лояльность потребителя к данному продукту имеет производитель. Одним из таких видов упаковки, позволяющим решить многие маркетинговые задачи для различных продуктов питания, и не только питания, но и для других товаров, несомненно, является полимерный пакет типа doy-pack. Например, при использовании для упаковки майонеза, кетчупа, горчицы, соков, сгущённого молока, фруктовых пюре, повидла, детского пастообразного и сухого питания, сухого молока, чая, кофе в зёрнах и кофе молотого, круп, семян, конфет, мармелада, орешков, жевательной резинки, таблеток, ароматической соли для ванн, гранулированных удобрений, кормов для животных, стирального порошка… и так далее. Перечисление всех продуктов, которые можно зафасовать в doy-pack и успешно реализовывать на рынке может занять очень много времени. Труднее, наверное, назвать продукты, которые нельзя было бы запаковать и успешно продавать в пакетах типа doy-pack. Действительно, doy-pack имеет ряд чрезвычайно значимых преимуществ, благодаря которым становится очень выгодным маркетинговым вложением, решая множество проблем и создавая дополнительные возможности для побед в «рыночных баталиях». Во-первых, такой пакет имеет малую массу, относительно содержимого. Например, на 200 г фасуемого пастообразного продукта doy-pack будет весить от 5 до 7 г., то есть не более 3-4% от содержимого. Для сравнения: вес стеклянной банки или бутылки под 200 г майонеза составляет от 40 до 60% от веса товара, а металлической жестяной от 30 до 50% от массы такого продукта. То есть на лицо огромная экономия на массе перевозимых поставщиком грузов, не говоря уже о том, что производитель имеет огромную экономию (до 95%) складских площадей для предварительного хранения упаковки. Один поддон с пластиковыми пакетами (500 кг упаковки) эквивалентен по объёму продукта, который можно в эти пакеты зафасовать, примерно 20-25 поддонам со стеклянной или жестяной тарой. А недвижимость и топливо всё дорожают и дорожают. Немаловажное значение имеет и централизация закупок. Закупка банок, крышек, этикеток и клея для них требует координации поставок с различными предприятиями. Это ведет к кратному увеличению проблем, связанных с ценой, качеством и своевременной отгрузкой каждого элемента упаковки. При работе с пакетами doy-pack все вопросы по организации поставок упаковки решаются с одной компанией поставщиком пакетов.Во-вторых, doy-pack имеет в несколько раз более низкую себестоимость, а соответственно и цену для производителя пищевого продукта, использующего пластиковые пакеты, по сравнению со стеклянной или металлической тарой, плюс крышки, этикетки, клей и т.д.. Для производства тонны пластиковых пакетов нужно в 4 раза меньше энергии, чем для пр-ва тонны металлической тары. В-третьих, эта упаковка идеальна для транспортировки и по другим показателям: пластиковый пакет не рвётся, не бьется, стремится занять наименьший объём. При правильной современной технологии производства пакетов doy-pack и запечатывания в него продукта наполненный пластиковый пакет благодаря плоским широким специальным швам может выдержать наружное давление в сотни килограмм, а усилие, необходимое на прокол многослойного ламината, из которого он сделан, острым предметом превышает десятки килограмм. Для вскрытия такого пакета нужны острые ножницы или специальные, заранее наносимые на упаковку, просечки по краям шва, или лазерная микроперфорация.В-четвёртых, пакеты типа doy-pack стоят, благодаря донному фальцу, создающему площадь опоры. А стоящий пакет легче заметить на прилавке, и можно оптимально использовать место на полке, стеллаже в торговом зале. А это уже элемент мерчандайзинга. Пластиковые пакеты можно подвешивать на рекламные ленты, на штырьки кассовых стоек, снабдив его соответствующей прорубкой. Можно изготавливать пакеты различных форм и размеров (фигурные), запечатываемая поверхность — весь пакет, так что оригинальность, яркость и информативность упаковки зависит только от пределов фантазии и воображения производителя.При упаковке продукции в «дой-пак» существует два пути: 1) сначала на оборудовании формируется пакет из пленки (завариваются боковые швы), затем фасуется продукт и в завершении сваривается верхний шов; 2) фасовка в уже готовый пакет и заваривание только одного шва. Но в первом варианте могут быть сложности, связанные с тем, что при изготовлении пакета из одного рулона пленки гарантированно герметично приварить дно в трех координатах достаточно сложно — не каждая машина справится с этим «на отлично». В результате пакеты могу протекать. От всех этих недостатков свободен пакет, произведенный на специальной машине, где он сваривается из трёх рулонов пленок по особой технологии. В-пятых, при условии использования зиппера (zip-lock замка; зип-застёжки), продукт можно многократно в течение некоторого времени извлекать из doy-pack, каждый раз, герметично закрывая пакет, тем самым значительно продлевая время использования продукта без потери его качества. Для большего удобства в хранении и употреблении пастообразных продуктов «дой-пак» снабжается дозатором — штуцером — трубочкой с закручивающейся крышкой, позволяющей легко дозировать продукт. А гибкость пакета позволяет извлекать из него всё содержимое без остатка, в отличие от банок, где продукт имеет привычку прилипать к дну и стенкам тары.Современные многослойные материалы, пластики и алюминиевая фольга, а также клеи и методы ламинирования слоёв, на столько совершенны, что doy-pack может иметь барьерные свойства, не уступающие ни стеклянной, ни жестяной таре, за счёт применения полиэстера (ПЭТ; BOPET), этиленвинилового спирта (EVOH), нейлона (BONYL), поливинилиденхлорида (PVDC), оксида кремния (SiOx) и других барьерных материалов. Причём определённый подбор состава ламината и применение клеёв, выдерживающих температуры до 200 оС в течение нескольких часов (это гораздо выше необходимых условий стерилизации или приготовления продукта) без деламинации, позволяет как стерилизовать продукт сразу после упаковки его в пластиковый пакет, так и разогревать и даже приготавливать продукт прямо в упаковке на производстве или перед употреблением в микроволновой печи. Такая разновидность пластиковых пакетов (в основном тоже типа doy-pack) называется retort-пакет. Первые реторт-пакеты были разработаны в США в 1950-х гг. и позже использовались при осуществлении космического проекта «Аполлон». В начале 60-х гг. исследования реторт-пакетов производились, главным образом, с целью их дальнейшего применения вместо металлических банок в производстве продуктов питания для армии. В 1977 г. Департамент сельского хозяйства США (USDA) одобрил использование реторт-пакетов в качестве упаковки для продуктов питания. В Японии и большинстве европейских стран реторт-пакеты получили широкое распространение в конце 60-х гг. Лидирующим мировым производителем продуктов в реторт-пакетах пока остается Япония. Технологический процесс фасования в реторт-пакеты не отличается от стандартного для пакетов doy-pack и заключается в дозировании продукта в сформированный пакет и герметичном его запечатывании. В настоящее время существуют различные типы упаковочного оборудования, отличающиеся друг от друга в основном степенью автоматизации и числом дозаторов, зависящем от количества фасуемых компонентов. Производительность полуавтоматических машин составляет 10–12, автоматических - 25–28 пакетов/мин. На рынке оборудования в России уже появились и высокоскоростные дорогостоящие автоматические линии, которые еще и формируют пакеты из полотна, их производительность при многоручьевом исполнении может достигать 250 пакетов/мин., что уже превосходит скорость, которая достигается при расфасовке продуктов в стеклянную или жестяную тару. То есть приобретение таких фасовочных линий, сразу даёт выигрыш в производительности. При термической стерилизации реторт-продуктов разрушаются споры анаэробных бактерий, таких как Botulinum. Это чрезвычайно токсичная пищевая бактерия, выживающая даже в кислородо-дефицитной среде. Коэффициент человеческой смертности при заражении Botulinum составляет 30–80%. Споры бактерий для их полного разрушения требуют термообработки при 100°С в течение более 360 мин. При увеличении температуры свыше 100°С время, необходимое для уничтожения бактерий, уменьшается экспоненциально и при 120°С, например, бактерии уничтожаются приблизительно за 4 мин. Время термообработки реторт-продуктов в специальных пластиковых пакетах, обеспечивающее сроки их хранения от 6 месяцев до трех лет, составляет 6–7 мин (для некоторых видов продуктов и при большом объёме содержимого в пакете оно увеличивается до 25–30 мин).Оказывается продукты питания в пакетах из гибкой упаковки гораздо вкуснее тех, что упакованы в жестяные банки потому, что для её приготовления и стерилизации производителю продукта-полуфабриката требуется гораздо меньше времени по технологии, всего 6-7 минут против 30-40 минут для продуктов в металлической таре, где много времени и энергии тратится для полного прогрева продукта вместе с тарой до необходимых температур. Немаловажное значение имеет и отсутствие привкуса металла, который иногда имеет место у продуктов в жестяных банках, несмотря на защитное лаковое покрытие, которое должно присутствовать внутри банки. Не говоря уж о том, что пакеты гораздо безопаснее и проще в использовании, чем консервные банки. Кроме того, продукт в консервной банке не поставить в микроволновку, это опасно и запрещается делать из-за способности металла к резонансу в электромагнитном поле. То есть продукт сначала приходится извлечь из банки специальным ключом, положить в посуду, предназначенную для микроволновой печи и потом уже приготовить или разогреть. А специальный пластиковый retort-пакет прямиком можно класть в микроволновую печь на 5-7 минут и блюдо готово. Возможен и вариант прозрачного пакета, когда потребитель видит что находится внутри. Современные полимеры на столько термостабильны, что не выделяют в продукт питания никаких вредных химических элементов даже при долгом нагревании при температурах 100-130 и более оС, что гарантирует полную безопасность использования таких пакетов для упаковки и приготовления полуфабрикатов.Таким образом, спрос на полимерные пакеты для пищевых продуктов и полуфабрикатов, экономящих время потребителей, делающих употребление продуктов проще, безопаснее и удобнее, а продукцию дешевле, формируется рыночным спросом на такие продукты, а не волей производителей продуктов. И процесс вытеснения полимерными пакетами стеклянной и металлической тары уже активно идёт, и на западе и у нас в России. Именно рынок продовольствия даёт почву для развития компаний, упаковывающих свою продукцию, особенно полуфабрикаты, в полимерные пакеты из гибких барьерных материалов.Замораживать многие продукты при использовании современных технологий гибкой упаковки надобность отпадает, так как те же сроки хранения и реализации достигаются более естественным путём. А заморозка продукта, как известно, значительно влияет на его вкусовые качества и пользу в употреблении, так как при замораживании нарушается целостность клеточных структур продукта, теряются витамины и деструктурируются полезные ферменты, а значит и ценность продукта питания падает. Сегодня преодолеваются и психологические барьеры покупателей, которые привыкли, что некоторые виды продуктов должны быть только в замороженном виде. Сегодня покупателя интересует не столько каким образом упакован продукт, сколько его вкусовые качества и удобство употребления. Удобные полуфабрикаты и быстро приготавливаемые продукты – это самый быстро растущий сегмент продовольственного рынка с динамикой роста 20-30 % и более в год, который определяется увеличивающейся динамикой жизни современного человека, когда времени на традиционное приготовление и употребление пищи остаётся всё меньше. С использованием современных полуфабрикатов и готовых продуктов на приготовление полноценного ужина у хозяйки уходит 10-15 минут. Причём качество пищи из таких продуктов сегодня практически не уступает традиционно приготовленной. Конечно, нельзя сравнивать его и с блюдом в хорошем ресторане, которое приготовил шеф-повар, но для повседневного быта – это решение проблемы нехватки времени и усталости для любой хозяйки. И с этим нельзя не согласиться.Сегодня наиболее активно наряду с другими игроками осваивают динамично растущий российский рынок оборудования для фасовки продукции в готовые полимерные пакеты, рынок поставок doy-pack и retort пакетов и материалов для их производства такие компании как «ОХТА», «Рипак-М», «CLP», «УКРПЛАСТИК», «PakkerMash», «TESSA I.E.C. GROUP LTD», «СМАРТПЛАСТ», «КОНФЛЕКС», «Nordenia-Славника», «Артпласт», «УПАКАРТ», «EEC Prom Import», "ДАНАФЛЕКС". Для производителя продуктов питания и других товаров, желающего приобщиться к тенденции замещения традиционной стеклянной и металлической упаковки пластиковым пакетом, и для новых фирм, уже сегодня в России существует достаточный выбор, как для приобретения технологического оборудования, так и для получения самой упаковки.Остаётся надеяться, что нынешние и будущие баталии между компаниями производителями продуктов питания в борьбе за потребителя будут такими же цивилизованными, бескомпромиссными и честными, и принесут только пользу нашему покупателю.Статья подготовлена с помощью материалов и публикаций журналов «ПАКЕТ» и «Pakkograff»Руководитель коммерческого отдела Компании «ОХТА» Вячеслав Викторович Лисагорский.info@okhta.spb.ru