На Чувашском Радио узнали о детекторе лжи
05.02.2013
На Чувашском Национальном радио записана тематическая передача посвященная вопросам полиграфных проверок в различных сферах современного общества.
Ждите выхода в ближайшую неделю!!!
СТЕНОГРАММА ИНТЕРВЬЮ ЗАПИСАННОГО В ХОДЕ ПЕРЕДАЧИ:
Журналист:
На сегодняшний день в Государственной Думе Российской Федерации обсуждается проект закона «О полиграфе». Возможно в скором времени значительное количество должностей в госструктурах и не только будут замещатся только после обязательной проверки на полиграфе. Так что же такое полиграф? Как он работает и что выявляет? Насколько законны и эфективны проверки на детекторе лжи?
Для ответов на эти вопросы мы сегодня встретились со специалистом-полиграфологом ООО «Инсайт» экс-начальником психологической службы Управления федеральной службы исполнения наказаний по Чувашской Республике, подполковником в отставке Денисом Александровичем Яковлевым:
Яковлев Д. А.:
Необходимость выявления лжи возникла с того момента, когда человек начал объединяться в сообщества. Эту задачу, как правило, решали наиболее мудрые члены сообщества – вожди, старейшины, шаманы. Из истории известно, что у разных народов были выработаны специальные приемы и ритуалы для определения обмана и выявления лжеца. Уже в те далекие времена было замечено, что у человека, совершившего преступление из-за страха перед возможным разоблачением происходят различные изменения физиологических функций:
Так, в Древнем Китае подозреваемый в преступлении подвергался испытанию рисом: он должен был набрать в рот горсть сухого риса и выслушать обвинение. Считалось, что если рис оставался во рту сухим (от страха разоблачения приостанавливалось слюноотделение), то вина подозреваемого была доказанной;
В Древней Индии, когда подозреваемому называли нейтральные и критические слова, связанные с деталями преступления, он должен был отвечать первым пришедшим ему в голову словом и одновременно тихо ударять в гонг. Как правило, ответ на критическое слово сопровождался более сильным ударом;
в Африке колдун предлагал подозреваемым взять в руки небольшое птичье яйцо, его скорлупа была очень нежной, и при малейшем нажиме яйцо могло быть раздавлено. Подозреваемым предлагалось передавать яйцо друг другу, предполагалось, что виновный раздавит его и тем самым изобличит себя;
На Ближнем Востоке еще в глубокой древности в качестве детектора лжи использовали показатели пульса подозреваемого. Метод использовался для выявления неверных жен и установлении личности любовника. Специально тренированный человек прикладывал палец к артерии, а далее подозреваемому субъекту задавались вопросы с названием имен мужчин, которые теоретически могли бы вступить в интимную связь с подозреваемой личностью. В результате сильного эмоционального напряжения, в качестве реакции на имя любовника, у подозреваемой резко изменялись частота пульса и кровенаполнение артерии.
Журналист:
Очень познавательная информация, но хотелось бы узнать как и когда впервые начала проводится инструментальная диагностика лжи, ведь полиграф это прибор, не так ли?
Яковлев Д. А.:
Да, совершенно верно, полиграф (англ. «polygraph», от греч. «рoly» — «много» и «graph» — «пишу»), или «детектор лжи», — это специальным образом организованное оборудование, которое предназначено для проведения инструментальных психофизиологических исследований посредством одновременной регистрации параметров дыхания, сердечно-сосудистой активности, сопротивления кожи и других физиологических параметров с последующим представлением результатов регистрации этих параметров в аналоговом или цифровом виде, предназначенном для оценки достоверности сообщенной информации.
Толчком для развития инструментальной диагностики детекции лжи послужила работа итальянского физиолога Анджело Моссо (1875 г. ). В основе своих исследований он показал, что в зависимости от величины эмоционального напряжения меняется и ряд физиологических показателей. Им было установлено, что давление крови в сосудах человека и частота пульса меняются при изменении эмоционального состояния испытуемого.
В 1895 году итальянский врач-психиатр Чезаре Ломброзо использовал первый прибор для детекции лжи-гидросфигомометр, который регистрировал у человека изменение давления крови. Через семь лет в 1902 году, с помощью созданного им детектора лжи, ему удалось впервые доказать в суде непричастность обвиняемого в совершении преступлении. Начало двадцатого столетия ознаменовалось всесторонним изучением применения методов инструментальной диагностики в раскрытии преступлений.
Стоит отметить, что в то время регистрация изменений артериального давления осуществлялась путем отдельных замеров. Непрерывная регистрация деятельности сердца стала возможна благодаря Джону Ларсону, разработавшему в 1921 году соответствующий прибор.
В 1926 году Леонард Килер усовершенствовал аппарат Ларсона и предложил новый прибор, одновременно и непрерывно регистрировавший изменения артериального давления, частоты пульса и характера дыхания. В 1930 году Леонард Килер разработал первую методику проведения обследования с использованием полиграфа и открыл школу по подготовке операторов.
В 1923 году американский психолог и юрист В. Марстон впервые использовал результаты полиграфных проверок в суде.
С 1938 года специалист ФБР И. П. Коффи, прошедший подготовку у Л. Килера в 1935 году, впервые стал использоваться полиграф для выявления шпионов.
В 1945 году полиграф впервые был удачно использован в американской контрразведке для решения кадровых проблем. Формируя администрацию в своей оккупационной зоне, США ставили целью не допустить в администрацию нацистов, военных преступников.
Успех использования полиграфа послужил толчком для созданияв Центральном разведывательном управлении США отдела, специализирующегося на проведении полиграфных проверок. Через несколько лет правительством США было принято решение о проверке на полиграфе всех сотрудников ЦРУ не реже одного раза в 5 лет. Впоследствии аналогичные подразделения были созданы в министерстве обороны. Сейчас количество проверок превысило 4 млн. в год. Что касается силовых структур, то в СШАвсе крупные полицейские округа имеют в штате специалистов по проведению полиграфных проверок. По инициативе криминальной полиции ежегодно проводится более 30 тысяч полиграфных расследований.
В 1965 году Верховный суд США принял решение, по которому использование полиграфа против желания обследуемого или его принуждение влюбой форме к прохождению тестирования является нарушением 5-й поправки к конституции США, которая гарантирует право отказа от самообвинения.
Все ограничения, вводимые в США на проведение полиграфных проверок, не распространялись на:
• лиц, работающих в разведке, контрразведке, служащих агентства национальной безопасности;
• персонал, связанный с обслуживанием министерства обороны иобъектов атомной промышленности и энергетики;
• членов федерального правительства, администрации, органов самоуправления и их подразделений.
Журналист:
Получается, что основоположниками полиграфных проверок стали американцы? А когда впервые стали использовать детектор лжи в России или его стали применять еще Советстком Союзе?
Яковлев Д. А.:
Совершенно верно впервые наши спецслужбы начали изучать проблему психофизиологических исследований с целью выявления лжи еще в Советском Союзе примерно в 70-х годах прошлого века. После нескольких провалов наших разведчиков на американских детекторах лжи, были закуплены соответствующие аппараты и началась как подготовка наших разведчиков, так и разработки отечественных моделей полиграфов. На сегодняшний день существует около десяти российских модельных линеек полиграфов.
Журналист:
А каким полиграфом пользуетесь лично вы? Чем аппараты нового поколения отличаются от старых?
Я использую отечественный аппарат нового поколения Крис, разработанный академиком, доктором биологических наук, профессором В. А. Варламовым. Он достаточно прост в использовании и крайне объективен. Еще ни разу меня не подводил.
Журналист:
Сейчас на Первом канале популярна программа «Детектор Лжи». Проводит ли кто-нибудь ли подобные проверки у нас в городе?
Яковлев Д. А.:
На сегодняшний в день проведение проверок на полиграфе (детекторе лжи) доступно практически в любом городе, в том числе и в Чебоксарах. И данные проверки являются серьезной процедурой и не имеют никакого отношения к популярным ныне шоу.
Журналист:
Тогда насколько они законны? В каких случаях чаще всего заказывают проверки на детекторе лжи?
Яковлев Д. А.:
Абсолютно правомерны, существующая на сегодняшний день юридическая база позволяет их проводить для решения множества задач в сфере бизнеса и не только. В большинстве случаев полиграфологов приглашают при фактах краж, хищений и «недостач» на предприятиях, складах и в магазинах. Это позволяет снять подозрения с невиновных сотрудников и выявить причастных лиц.
Журналист:
А можно ли использовать полиграф с целью профилактики возможных правонарушений нанимаемого персонала на рабочем месте?
Яковлев Д. А.:
Даже нужно. Некоторые работодатели не принимают сотрудников на работу, пока те не пройдут тест на детекторе лжи. Подобные проверки в нынешнее время крайне оправданы и помогают обезопасить стабильность работы компании в будущем.
Журналист:
В шоу Малахова задается множество вопросов, касающихся семейных отношений, обманов и измен. Насколько часто такие проверки проводятся в реальной жизни?
Яковлев Д. А.:
Я ждал этого вопроса. В общем объеме проводимой работы подобные исследования проводятся достаточно регулярно. Этому способствует то, что многие супруги регистрируют свои отношения путем составления брачного контракта. И взаимные проверки являются частью их взаимоотношений. Так же детектор лжи используется, чтобы подтвердить верность супругов.
Журналист:
Какова точность показаний аппарата?
Прогресс не стоит на месте. Новые полиграфы имеют практически стопроцентную точность определения результата.
Журналист:
А можно ли обмануть детектор лжи?
Яковлев Д. А.:
Знаете, легко солгать трудно…. Полиграф не определяет ложь как таковую. Он всего лишь фиксирует реакцию организма на внешние раздражители — в случае с полиграфом внешними раздражителями являются задаваемые вопросы. Однако такой фиксации достаточно для выявления неправдивых ответов на задаваемые вопросы. Существует также целый методик, позволяющих эффективно боротся со всеми возможными случаями противодействия детектору лжи.
Журналист:
Какими профессиональными навыкам и качествами должен обладать специалист-полиграфолог?
Яковлев Д. А.:
По моему мнению, прежде всего специалист должен быть профессиональным психологом. Работа на полиграфе подразумевает под собой тактичное общение с испытуемым, а здесь как никогда кстати приходятся высокие коммуникативные качества эксперта.
Журналист:
Опишите схему работы специалиста-полиграфолога с частным лицом?
Яковлев Д. А.:
Профессиональное полиграфное обследование состоит из трех этапов:
предтестовая беседа, собственно обследование и анализ полиграмм.
Обычная проверка на детекторе лжи длится 2-3 часа. Самой продолжительной
фазой обследования является 45-90 минутная предтестовая беседа. Во время
предтестовой беседы полиграфолог заполняет необходимые документы
и обсуждает тестовые вопросы для того, чтобы обследуемый полностью
понял каждый вопрос перед прохождением обследования. Полиграфолог
также объясняет процесс проверки на детекторе лжи и отвечает
на все вопросы, вызывающие беспокойство у обследуемого. Собственно,
обследование происходит в тихой комнате, при закрытых дверях,
в присутствии полиграфолога и обследуемого, без посторонних лиц,
с целью предотвращения воздействия факторов, отвлекающих обследуемого.
Полиграфолог закрепляет на теле обследуемого необходимые датчики
и задает предварительно обсужденные вопросы, требующие односложного ответа —
«да» или «нет». Физиологические показатели регистрируются с датчиков
детектора лжи в форме полиграмм. В последней фазе полиграфного обследования
полиграфолог анализирует полиграммы и делает заключение
относительно правдивости обследуемого лица.
Журналист:
Каковы, по Вашему мнению, перспективы принятия закона о полиграфе в России?
Яковлев Д. А.:
На данный вопрос ответить однозначно достаточно сложно. Ну, во-первых требуется значительное я бы сказал волевое усилие ВЛАСТИ для того что бы преодолеть многолетние не желание депутатского корпуса принимать данный закон, во-вторых требуеся значительная юридическая проработка данного закона и последующих подзаконных актов, в-третьих сегодняшняя юридическая база позволяет в антикоррупционных целях использовать проверки на детекторе лжи и без закона о полиграфе. Подобные примере мы наблюдаем в ряде регионов России, и очень наглядно в соседнем Татарстане.
Журналист:
Спасибо вам за интересное интервью!!! И завершить нашу передачу хотелось бы высказыванием Президента США Р. Никсона: «Я не знаю, как работает полиграф, мне неизвестно, насколько точны его показания, но я знаю, что он работает, и что воры его боятся как черт ладана».