История садов на Руси.

20.09.2012
Сады в Древней Руси были одной из самых больших духовных ценностей. Образ сада на Руси ассоциировался с раем. Старый дуб около скита Никона был назван Мамврийским в память явления Троицы Аврааму. В садах разводились душистые травы, цветы, украшением сада были кедры и пихты. Так же сажались плодовые деревья и ягодные кустарники. В монастырях устраивались аптекарские сады.Старинные сады, монархов славных их Останки славные, почтенны ввек для них, Вельмож, царей, цариц святятся именами, И вкуса древнего им служат образцами. Увеселительный Коломенский дворец, Где обитал Петра Великого отец, И где Великий сей младенец в свет родился, И в Вифлеем чертог царя преобразился; На берегу Москвы обширный сад густой, Лип, вишен, яблонь лес, где часто в летний зной, Любя прохладу вод и тени древ густыя, Честолюбивая покоилась София. ( Перевод поэмы Делиля «Сады», А. Воейков В 1762 году был принят манифест “О даровании вольности и свободы всему российскому дворянству” открыл новый расцвет усадебного строительства и положил путь к созданию роскошных приусадебных садов. Истоки создания садов уходят в далекое прошлое, которое коренным образом повлияло на дальнейшую судьбу садового искусства.Голландские мастера приглашались для работы в сады кремля и подмосковного Измайлова, где любил жить Алексей Михайлович. Петр I с детства сохранил особое отношение к садам. В отличие от московских садов, петербургские сады Петра становились учебные, просветительные. Скульптурное убранство Летнего сада в Петербурге решало не только вопросы эстетического характера, но и выполняло идеологический замысел. Во втором участке летнего сада, Петр устроил лабиринт со скульптурными изображениями на темы «из фабол лабиринта Версальского и зрелища жития человеческого из Эзоповых притчей». В саду гуляли редкие породы пернатых, были клетки для птиц, голубятни, были устроены оранжереи, беседки, окруженные водою, где стоял ботик, на котором переправлялись к ней. Эпоха просвещения 18-го века в России дает садам новый виток. Садоводство становится неотъемлемой частью искусства, воплощению литературных сюжетов которое стало доступно владельцам парков и дач. Французский классицизм, голландское барокко и другие различные садовые стили переживали в садах богатую жизнь. Вот краски, полотно, вот кисть, соображай: Твоя Природа! Сам рисуй и поправляй. Но не спеши садить, смотря и замечая, Учися украшать природе подражая. Поэма Ж. Делиля в переводе А. Вейкова В конце 18-го и начале 19-го веков определились характерные особенности русских усадебных садов. . В парках царит романтическое настроение. Строятся пейзажные парки, в которых подчеркивалась красота природы. Раскрытие живописных мест, где можно было любоваться рощей, поворотом дорог, красотою и мощью больших деревьев, являлось неотъемлемой частью садов того периода. Важным видом творчества в организации садов стало близость к пейзажной живописи. Роскошью считалось иметь усадьбу в черте города. Это могли позволить себе лишь самые зажиточные семьи ; Юсуповы, Нарышкины, Шереметьевы, Державины. Признаками хорошего вкуса хозяина усадьбы являлся парк и сад. При создании индивидуального, художественного облика сада учитывалась архитектура, местоположение, особенности рельефа, а так же история данной местности. Вблизи здания сохранялся регулярный стиль, плавно переходящий к свободной природе. Все напоминало о движении времени, мимолетности и суетности всего в мире. Любовь и забота к каждому дереву, как к живому существу, была характерной особенностью мастеров того времени. Создавался художественный облик натурального сада. Красивые деревья, строгие аллеи, свободные рощи подчеркивали живописность данной местности. Символы говорили о чувствах человека, о его настроении и общей идеи. Красивая беседка, скамья в укромном месте, от посторонних глаз. Раскидистые кроны лип , высаженные аллеей лиственницы, одинокие посадки дубов, ясеней, вязов чередовались с силуэтами пихт и елей. Рисунок обогащался разнообразием древесных насаждений и декоративных кустарников. Выделяясь на фоне изумрудных ковров газона, полян и лужаек. Скульптура , ротонда завершала акцент сада и являлась неотъемлемой частью композиции, завершая апофеоз ландшафтного искусства. Не меньшее внимание, чем зеленым насаждениям, уделялось созданию водных элементов, являвшихся живой душой усадебного сада. Почти в каждой усадьбе был обширный пруд, унаследованный еще от предшествующих веков. Стремились придать живописные формы очертаниям берега, насыпать острова, образовывать заливы, поднимать уровень воды, создавать красивую усадебную панораму, рассчитанную на восприятие с отдельных точек через зеркальную гладь воды. Одновременно с обширными открытыми зеркалами устраивались и новые водные потоки, каскады, ручьи. Живой звук бегущей, струящейся воды усиливался и обогащался благодаря камням различной величины, положенным на дно потока. Большие давали рокочущее, басовитое звучание, мелкие — серебристые трели (Л.Т.Болотов) В садах устраивались оранжереи, теплицы, питомники. Выращивались экзотические фрукты и овощи. Уход за садом осуществлялся подчас сотнями садовниками. Сады стоили владельцам огромных расходов, стоимость сада в 19- веке была почти равной стоимости дворца. Сады были признаком роскоши и служили примером для подражания. Для создания садов приглашали лучших архитекторов и садовников того времени. Так зародилось ландшафтное искусство. Елена КоньковаЛандшафтный дизайнерGarden-graphics