Аудиоспектакль "Дело 1937"

20.09.2012
На студии "PP-arts" заканчивается работа над историческим спектаклем "Дело № 01937" по книге Н.Нарокова (Н.В.Марченко) «Мнимые величины» (роман о высокопоставленном деятеле НКВД написан в середине ХХ века, еще при жизни Сталина; впервые издан в Нью-Йорке в 1952 году; переведен на английский, немецкий, французский, испанский и на пять языков Востока; неоднократно печатался крупнейшими мировыми издательствами; в России - журнальная публикация в 1990 и в 1991 году единичное издание маленьким тиражом). В данный момент идет работа над музыкальным и шумовым оформлением спектакля (DEMO с отрывками прилагается). В спектакле приняли участие популярные артисты театра и кино: лауреат премии «Ника», «Кинотавр» и премии ФСБ России Александр Балуев (главная роль); народная артистка России, лауреат премии «Золотой Орел» Ольга Волкова; народный артист России, лауреат Государственной премии РФ и Международной премии имени К.С.Станиславского Василий Бочкарев; народный артист РСФСР, лауреат Государственной премии РСФСР Леонид Кулагин; заслуженный артист России Александр Ильин; заслуженный артист России Андрей Панин; заслуженная артистка России, лауреат премии «Чайка» Наталья Рогожкина; заслуженный артист России Александр Баринов; лауреат премии имени И.М.Смоктуновского Александр Феклистов. Художественным оформлением CD занимается заслуженный художник РФ, лауреат Государственной премии, лауреат премии Станиславского, главный художник Театра-Студии п/р О. Табакова, Центра им.Вс.Мейерхольда, «Студии театрального искусства», МХТ им.Чехова Александр Боровский. Музыку к спектаклю пишет композитор Олеся Ростовская. Автор пьесы и режиссер Мария Величкина. Мы стремимся привлечь к спектаклю широкую возрастную аудиторию, и в первую очередь, - молодежь. Для участия в постановке мы пригласили таких артистов, которые, кроме подлинного профессионализма, имели бы еще и высочайшую популярность (например, артист Владислав Котлярский, названный "Лучшим артистом России 2011 года" по опросам молодежных Интернет-порталов, прославившийся в роли Стаса Карпова из сериала "Глухарь"). Этого писателя (настоящая фамилия – Марченко) практически не знают в нашей стране. Роман «Мнимые величины» написан в 1952 году в Нью-Йорке, еще при жизни Сталина, переведен на английский, немецкий, французский, испанский и на пять языков Востока; неоднократно печатался крупнейшими мировыми издательствами; у нас публиковался только в журнале в 1990 и выходил мизерным тиражом в 1991 году. Из вступительной статьи В. Турбиной, предваряющей первую в России публикацию романа Н.Нарокова "Могу" в 1991 году: "Еще вчера мы ничего не знали о Н. Нарокове. Его имя, как и имена многих других писателей русской диаспоры в зарубежье, ничего не говорило нам. Сегодня его романы обретают свою жизнь на Родине писателя. Чуть больше года назад в журнале «Дружба народов» впервые в нашей стране увидел свет роман Н. Нарокова «Мнимые величины» (№ 2, 1990) - один из трех, написанных русским писателем в эмиграции. Николай Владимирович Марченко, позже взявший себе литературный псевдоним Н. Нароков (1887—1969), родился в Бессарабии, учился в Киевском политехническом институте, жил в Казани. Будучи офицером деникинской армии, попал в большевистский плен, бежал. Учительствовал, преподавал математику сначала в провинции, затем в Киеве. В тридцатые годы репрессирован, сидел, правда недолго, в тюрьме. В 1944 году покинул Россию со второй волной эмиграции. Умер в Калифорнии. Роман «Мнимые величины» издан в Нью-Йорке (1952). Именно в тексте этого романа писателем впервые произнесены слова «культ личности», впервые показана грандиозная махина страшного тоталитарного режима, причем не в Москве, на Лубянке, о чем мы уже знаем, читали достаточно много, а в одном из российских городов. Первый раз в литературе Н.Нароковым было показано то, что было внутри грандиозной тоталитарной машины: служебные кабинеты областного деятеля НКВД, его не лишенная пикантности частная жизнь, его сомнения, боль, тревога. Его, наконец, прозрение. И здесь же – люди, с которыми его свела судьба. Здесь вера, человечность, страх, жуть пыток. Это страшно и очень правдиво. По мастерству в построении сюжета и по глубине философских идей роман «Мнимые величины» может быть признан одним из самых значительных и интересных произведений не только в литературе второй волны эмиграции, но и в русской литературе ХХ века вообще. Философским итогом романа является мысль о том, что деспотизм лишь кажется крепкой твердыней. Следование сатанинским принципам разрушает души «строителей светлого будущего». В историческом масштабе безликое Зло обретает господство лишь на короткое время, так как у него нет настоящего основания. Оно давит, калечит, разбивает судьбы, губит, но у него нет силы победить людей с живыми душами. В романе «Могу!» (Буэнос-Айрес, 1965) как бы в продолжение темы ярко показаны противостояние ценностей мнимых и истинных в человеческих отношениях, наглая и жестокая власть, тем не менее нередко пасующая перед духовностью, порядочностью, интеллигентностью, развенчание носителя такого типа власти, эмигранта из советской России. Острый детективный сюжет, который держит читателя в неослабевающем напряжении, неординарные человеческие характеры, прекрасный, увы, во многом забытый русский язык, - все это сегодня ставит и само имя писателя, новое для нас, и его романы в ряд интереснейших открытий литературы русского зарубежья. Мы отвыкли от чтения истинных романов, какими в свое время явились перед нами классические произведения Тургенева, Гончарова, Л.Толстого... Радостно отметить, что Н. Нароков возвращает нас к истокам жанра."